Катехизаторский час.16.12.2017 г.

16 декабря 2017

Вечность

Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого тварного бытия. Для Бога время не существует так, как, например, оно существует для нас. Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени. Такие понятия, как “прежде”, “после”, “теперь” и тому подобное к Богу неприменимы, поскольку все связанные с этими понятиями времени изменения для Бога не существуют, для Него — все настоящее, Бог всецело присутствует в каждом моменте времени.

“… от века и до века Ты — Бог” (Пс. 89, 3).

“Ты, Господи, пребываешь, во веки” (Плач. 5, 19).

“свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет” (Откр. 4, 8).

Ап. Павел говорит, что Евангелие было возвещено

“по повелению вечного Бога” (Рим. 14, 25).

2.3.3.2. Вездесущие (вездеприсутствие)

Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия.

“Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря” (Пс. 138, 7–10).

Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, что Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто.

Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог “разлит” в мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части Божества. Бог пребывает мне мира. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что “Все отстоит от Бога не местом, а природой”32.

“Ибо велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности”33.

Однако запредельный миру по сущности, Бог во всем присутствует в Своих действиях:

“Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству”34.

Как свободно-разумное существо, Бог личностно присутствует в каждой частице мира. Но, будучи существом свободным, Бог волен по-разному проявлять Себя в разных частях мира. Этим обусловлено существование мест особого Божественного присутствия, в которых присутствие Божие переживается человеком в большей степени. Согласно Священному Писанию, такими местами являются:

- небеса (Пс. 113, 24);

- храм (3 Цар. 9, 3);

- человек, который может стать, по выражению апостола, храмом Божиим (2 Кор. 6, 16).

Могут быть и другие места особого присутствия Божия, так называемые “святые места”.

Самый способ присутствия Божия в мире недоступен нашему пониманию. Свт. Иоанн Златоуст говорит:

“Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как — не постигаем: потому что нам известно только присутствие "чувственное” и не дано разуметь вполне естества Божия”. 35

2.3.3.3. Неизменяемость

Этим свойством за Божественной природой отрицаются видоизменения, являющиеся признаком относительного несовершенства.

“Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь” (Мал. 3, 6).

Ап. Иаков говорит, что у Бога “нет изменения и тени перемены” (Иак. 1, 17).

Говоря о неизменяемости Божества, мы сталкиваемся с психологической трудностью. Возникает искушение мыслить Бога как безжизненный статичный абсолют, некий неподвижный кристалл. Но Священное Писание говорит, что Бог есть “жизнь” (Ин. 14, 6). Жизнь — одно из имен Божиих, но присущая Богу полнота жизни не может быть выражена посредством понятий “покоя” и “движения”. В произведении “О божественных именах” (VI в.) говорится, что Бог “при всяком движении остается неизменным и неподвижным, вечно двигаясь, Он остается в самом себе”36.

Неизменяемость — отрицательное свойство, и положительно мы не знаем, что это такое. Посредством этого термина мы лишь выражаем ту мысль, что Бог через проявления Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет, и не приобретает ничего такого, чего бы не имел, не упадает и не возрастает в Своем бытии.

От неизменяемости Божественного существа следует отличать так называемую внешнюю изменяемость, которая касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и сотворенным Им миром. Эти отношения действительно могут изменяться, примером чему служит Промысл Божий о мире и человеке.

2.3.4. Духовные (катафатические) свойства Божии

2.3.4.1. Всеведение

Свойство всеведения означает, что “Бог… знает все” (1 Ин. 3, 20). Божественное всеведение включает в себя:

1) совершенное самосознание, знание Самого Себя, Своей природы:

“Дух все проницает, и глубины Божии … и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия” (1 Кор. 2, 10–11).

2) совершенное ведение о Своих делах: Богу

“ведомы … все дела Его” (Деян. 15, 18),

“нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его” (Евр. 4, 13).

Совершенное знание о делах предполагает и знание будущего:

“Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении” (Сир. 23, 29).

Ведение Божие характеризуется свойствами независимости и неизменности. Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание — внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении вещей не нуждается, ибо знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования. Поэтому в Божественном ведении не может быть никакого прогресса, никакого приращения знания, Божественное всеведение заключает в себе все знание, сразу обо всем37. Священное Писание говорит, что все дела ведомы Богу “от вечности” (Деян. 15, 18).

2.3.4.2. Всемогущество

Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия, никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия.

“Бог творит все, все хочет…” (Пс. 134, 6).

Праотцу Аврааму Бог говорит о Себе:

“Я Бог Всемогущий…” (Быт. 17, 1).

Всемогущество как свойство Божеского естества означает, что в Боге нет расстояния между желанием и его осуществлением:

“Он сказал, и сделалось; Он повелел, и явилось” (Пс. 32, 9).

Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог творит мыслью38. Это означает, что в Боге разум и воля — одно.

Свойство всемогущества Божия с древнейших времен пытались поставить под сомнение с помощью различных софизмов, например такого: “Может ли Бог создать нечто большее, чем Он Сам?” Подобные вопросы основаны на непонимании того, что всемогущество не есть произвол, способность делать все что вздумается. Священное Писание не говорит, что Бог делает все, но только все, “чего хочет душа Его” (Иов. 23, 13). Всемогущество заключается не только в способности совершать что хочешь, но также в способности не делать того, чего не хочешь. Поэтому Бог, обладая полнотой совершенства, не может согрешать или создавать несовершенные вещи.

2.3.4.3. Всеблаженство

Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Собственно, в этом и состоит верховное благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство 39.

“… блаженство в деснице Твоей вовек” (Пс. 15, 11).

“Блаженным” называет Бога и ап. Павел (1 Тим. 1, 11; 6, 15).

2.3.4.4. Благость

Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и вовне существом всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природе и состоянию40. Творение мира и все промыслительные о нем действия суть проявления благости Божией.

Благость Божия распространяется на всё существующее без изъятия:

“благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его” (Пс. 144, 9).

Со свойством благости Божией тесно связаны такие свойства, как любовь и милость, представляющие собой частные аспекты свойства благости.

Любовь есть благость в отношении к личностным существам: людям и ангелам.

Милость есть проявление благости к падшему человечеству, к грешникам. Иначе говоря, милость — это любовь по снисхождению к тем, кто любви не заслуживает. Таким образом, милость сближается со свойством долготерпения.

2.3.4.5. Правда

“Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника” (Пс. 10, 7).

Бог есть полнота совершенства, и Он требует совершенства и от Своего творения.

“Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный” (Мф. 5, 48).

Для достижения этой цели Бог дает человеку нравственный закон, ведущий исполняющих его к совершенству. При этом исполнение закона Богом награждается, а нарушение наказывается. Таким образом, в правде Божией различают две составляющие: правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Бог является одновременно и Законодателем, и Судией:

“Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить” (Иак. 4, 12).

Однако окружающая действительность порой заставляет усомниться в том, что Бог есть существо, которому присуща абсолютная правда. В частности, это проявляется в том, что грешники нередко благоденствуют, в то время как люди праведные терпят различного рода лишения. На такого рода недоразумения можно возразить следующее:

нельзя ограничивать правосудие Божие только пределами земной жизни;

человек есть существо, обладающее свободной волей, поэтому счастье и бедствия людей в значительной степени зависят от них самих;

с христианской точки зрения страдания не являются абсолютным злом; будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям (покаянию, исправлению жизни и очищению души);

сравнение благоденствующих грешников и страдающих праведников обычно производится по каким-либо внешним проявлениям, внутреннее состояние людей при этом игнорируется.

Люди праведные, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться Царством Божиим, которое внутри нас есть (Лк. 17, 21). И напротив, человек, ведущий греховный образ жизни, по-настоящему не может быть счастлив:

“Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое” (Рим. 2, 9).

Всякий грех уже заключает в самом себе и наказание. В основании мира лежит непреложный нравственный закон:

“Что посеет человек, то и пожнет” (Гал. 6, 7).

Поэтому праведная жизнь всегда связана с предвкушением будущего блаженства, а жизнь греховная — с предвкушением будущих мучений 41.

2.3.3. Антропоморфизмы Священного Писания

Хотя Библия учит, что Бог есть Дух, тем не менее в Священном Писании содержится множество так называемых антропоморфизмов (от греч. a[nqrwpoV — человек и morjhv — форма). Антропоморфизмы — это усвоение Богу телесных органов, чувств, состояний и способностей, присущих тварным существам.

“Пространный Катихизис” говорит, что таким образом

“Священное Писание применяется в сем к обыкновенному языку человеческому, а понимать сие надобно духовным и высшим образом …”42.

Антропоморфизмы следует понимать как указания на духовные свойства и действия Божии, о которых мы можем судить, по словам св. Иоанна Дамаскина, только

“посредством образов, типов и символов, нам сообразных”43.

Ересь антропоморфитов, считавших, что Бог действительно есть существо телесное, была осуждена Церковью. В Синодике в Неделю Торжества Православия сказано:

“глаголющим Бога не быти дух, но плоть — анафема”44.