- Главная
- Фотоотчеты
- 11 декабря — память сщмч. митрополита Серафима (Чичагова)
11 декабря — память сщмч. митрополита Серафима (Чичагова)
11 декабря, в день памяти сщмч. митрополита Серафима (Чичагова), Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва возглавил служение Божественной литургии в столичном кафедральном соборе Рождества Христова. За богослужением Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора.
Перед причастием с пастырской проповедью к молящимся обратился протоиерей Александр Федоров.
По окончании Литургии Высокопреосвященнейший Владыка поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, а также обратился к богомольцам с Архирейским словом, в котором рассказал о житии священномученика митрополита Серафима, деятельность которого была непосредственно связана с нашим краем.
16 сентября 1908 года был принят указ о назначении святителя Серафима на Кишиневскую кафедру. Вновь, как это уже неоднократно бывало в его жизни, успешно начав очередное церковное деяние, он не имел возможности непосредственно участвовать в его завершении.
28 октября 1908 года прибыл в Кишиневскую епархию, состояние которой превзошло самые худшие ожидания Владыки. Тяжелым испытанием для Владыки Серафима вскоре после его переезда в Кишинев стала кончина в декабре 1908 года святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, все эти годы продолжавшего оставаться духовным отцом святителя.
Трехлетняя созидательная деятельность святителя Серафима на Кишиневской кафедре не только привела к подлинному преображению епархии, но и получила самую высокую оценку как в Святейшем Синоде, так и у Государя. И может быть, наилучшей характеристикой содеянного Владыкой Серафимом в Кишиневской епархии стал Высочайший указ Государя Святейшему Синоду от 16 мая 1912 года, обращенный к святителю. «Святительское служение ваше, отмеченное ревностью о духовно-нравственном развитии преемственно вверявшихся вам паств, — говорилось в Высочайшем указе, — ознаменовано особыми трудами по благоустроению Кишиневской епархии. Вашими заботами и попечением множатся в сей епархии церковные школы, усиливается проповедническая деятельность духовенства и возвышается религиозное просвещение православного населения Бессарабии… В изъявление Монаршего благоволения к таковым заслугам вашим Я… признал справедливым возвести вас в сан Архиепископа… Николай».
Как и для многих других новомучеников Русской Православной Церкви, последнюю черту земного бытия святителя Серафима кроваво очертил 1937 год, ознаменовавший начало пятилетнего периода ни с чем не сравнимого в мировой христианской истории массового уничтожения православных христиан. Однако и в этой чреде многих десятков тысяч мученических смертей кончина владыки Серафима оказалась исполненной особого подвижнического величия и достоинства. Арестованный сотрудниками НКВД в ноябре 1937 года, прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму, из-за невозможности перевезти его в арестантской машине, в машине «скорой помощи».
7 декабря 1937 года «тройка» НКВД по Московской области, уже вынесшая в этот день несколько десятков смертных приговоров, приняла постановление о расстреле митрополита Серафима. Почти 50 приговоренных к смерти страдальцев расстреливали в течение нескольких дней в находившейся недалеко от Москвы деревне Бутово, в которой обнесенная глухим забором дубовая роща должна была стать безымянным кладбищем многих тысяч жертв коммунистического террора. 11 декабря 1937 года с последней группой приговоренных был расстрелян и священномученик Серафим.