Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

31 марта 2019

31 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в соборном храме были совершены две Божественные литургии. Раннюю совершил иерей Анатолий Топал в сослужении протодиакона Вячеслава Лукановского. По ее окончании о. Анатолий обратился к пастве со словом проповеди, в котором объяснил суть сегодняшнего празднования, который приходится на половину Великого поста. Отец Анатолий остановил внимание верующих на значении несения Креста Господня во дни Святой Четыредесятницы и о правильном отношении к себе и окружающим людям.

Поздняя Литургия св. Василия Великого была совершена настоятелем протоиереем Евгением Каменщиком в сослужении духовенства собора.

Воскресное богослужение завершилось славлением всечестному Кресту Господню, после которого протоиерей Георгий Скобиль поздравил прихожан с праздником и обратился к ним со словами пастырской проповеди.

Празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано­византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда­то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26­летней войны. Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надо сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста. Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» – как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься. Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Теги: